Фрагмент для ознакомления
2
Часто у слабослышащих детей наблюдаются трудности в определении правой и левой стороны тела или предмета, возникают сложности при ориентировке в пространстве, что в дальнейшем вытекает в проблемы усвоения предложно–падежных конструкций, понимания и употребления грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения, развитие стойких расстройств письменной речи (дислексии и дисграфии), нарушение счета. Спонтанное усвоение пространственных представлений у детей с нарушениями слуха затруднено и иногда становится практически невозможным, из этого возникает предположение, что традиционные формы усвоения пространственных представлений будут сложны для этих детей, в связи с этим требуются альтернативные методы, облегчающие понимание и усвоение детьми с нарушениями слуха пространственных представлений [6].
Индивидуальная работа по физическому воспитанию у детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей, обусловленных их специфическими потребностями.
Во-первых, необходимо учитывать особенности восприятия и обработки информации у детей с нарушениями слуха. Для них характерно снижение слухового внимания и памяти, трудности с пониманием речи и восприятием ритма. Поэтому при организации индивидуальной работы следует использовать визуальные и тактильные средства, такие как демонстрации, наглядные пособия и тактильные ощущения [5].
Во-вторых, важно учитывать уровень слухового восприятия ребенка. Детям с полной или глубокой потерей слуха необходимы специальные средства коммуникации, такие как жестовый язык, дактильная речь или слуховые аппараты. Инструкции и объяснения должны быть адаптированы к возможностям ребенка и представлены в доступной для него форме [5].
В-третьих, индивидуальная работа должна быть направлена на развитие не только физических, но и компенсаторных способностей детей с нарушениями слуха. Например, особое внимание следует уделять развитию зрительного восприятия, вестибулярного аппарата и тактильных ощущений. Эти способности могут компенсировать недостаток слуховой информации и помочь детям лучше ориентироваться в пространстве и взаимодействовать с окружающим миром [5].
В-четвертых, индивидуальная работа должна быть тесно связана с коррекционно-педагогической работой. Физические упражнения могут быть использованы для развития речи, улучшения слухового восприятия и формирования пространственных представлений. Совместная работа педагогов по физическому воспитанию и сурдопедагогов позволяет достичь максимального эффекта в реабилитации детей с нарушениями слуха [5].
Рассмотрим задачи и содержание работы с детьми 3-4 лет с нарушениями слуха с разными видами мячей. Для этого необходимо воспользоваться положениями Федеральной адаптированной образовательной программы.
Основными задачами в данной области являются [1]:
развитие координации движений, равновесия, пространственной ориентации, мелкой и крупной моторики;
формирование умений и навыков основных видов движений: ходьба, бег, прыжки, метание, лазание;
развитие физических качеств: силы, ловкости, выносливости, быстроты;
привитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм.
Содержание работы с такими детьми включает в себя [1]:
упражнения с мячами различного размера, веса и фактуры для развития мелкой и крупной моторики, координации движений, равновесия и пространственной ориентации;
метание мячей в цель, вдаль, в заданном направлении для развития силы, ловкости и глазомера;
прыжки на мячах, с мячами для развития выносливости, быстроты и координации движений;
подвижные игры с мячами для развития физических качеств и интереса к физическим упражнениям.
Для максимально эффективной работы с данной категорией детей целесообразно использование разных видов мячей [1]:
мячи малого диаметра (5-10 см): теннисные мячи, мячи для пинг-понга, массажные мячи;
мячи среднего диаметра (10-15 см): резиновые мячи, мячи для фитнеса, мячи для баскетбола;
мячи большого диаметра (более 15 см): мячи для гимнастики, мячи для йоги, мячи для фитбола;
мячи различной фактуры: гладкие, ребристые, шипованные, с наполнителем;
мячи с погремушками, колокольчиками или другими звуковыми элементами.
Развитие движений с мячом у детей 3-4 лет с нарушениями слуха имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой их сенсорного восприятия.
Особенности восприятия мяча [10]:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1022. – Электронный ресурс. – СПС «Консультант Плюс».
2. Айзман, Р. И. Медико-биологические основы дефектологии / Р.И. Айзман. — М.: Юрайт, 2020. — 225 с.
3. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 1964. – 304 с.
4. Бедарева, А. С. Особенности формирования пространственных представлений у слабослышащих детей / А. С. Бедарева // Молодой ученый. – 2019. – № 46 (284). – С. 255–257.
5. Бенилова С. Ю., Давидович Л. А., Микляева Н. В. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы). – М.: Парадигма, 2012. - 635 c.
6. Богданова, Т. И. Диагностика познавательной сферы ребенка /Т.И. Богданова, Т.В. Корнилова. – М.: Сфера, 2014. - 281 с.
7. Боровская, И.К. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития / И.К. Боровская. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 701 c.
8. Боровлева, Р. А. Родителям маленьких оглохших детей (начало коррекционной работы с детьми, потерявшими слух в 2,5–3 года) / Р. А. Боролева // Дефектология. – 2018. − № 3. – С. 78–82.
9. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. – М.: Совет. спорт, 2014. – 304 с.
10. Бутырина, Н. А. Формирование пространственных представлений у младших дошкольников в дидактической игре / Н. А. Бутырина, Т.А. Карчемкина // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). – М.: Буки-Веди, 2018. - С. 42-44.
11. Выродова, И. Вариативные формы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья / И. Выродова // Дошкольное воспитание. — 2015. — №5. — С. 86-92.
12. Иванченко, О.В. Развитие оптико-пространственных представлений и графо-моторных навыков у дошкольников [Электронный ресурс] / О.В. Иванченко // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). – СПб.: Свое издательство, 2015. – С. 16-17.
13. Кафьян, Э.М. Оценочные шкалы для определения уровня психофизического развития дошкольников / Э. М. Кафьян // Дефектология. — 2015. — №1. — С. 76-92.
14. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод.пособие / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова. – М.: Просвещение, 2019. – 164 с.